Советы психологов

Родителям об отношении к школьным оценкам

 Не секрет, что если учеба нравится и вызывает интерес, а школа пробуждает положительные эмоции, то школьные предметы успешно осваиваются ребенком, а не просто механически заучиваются. Одним из факторов, который может существенно снизить учебную мотивацию, является страх получить плохую отметку или просто в целом негативное отношение к оценкам. Получить более низкую, чем ожидаешь, оценку за контрольную работу или домашнее задание всегда неприятно. Особенно тяжело второклассникам, ведь раньше им не ставили отметок. После трудного процесса адаптации к школе ребятам приходится снова перестраиваться, привыкать к новым условиям – условиям, когда их домашние задания и ответы на уроке отмечаются оценкой в дневнике. Из-за этого сформировавшееся мнение о школе может существенно измениться. Негативные переживания, связанные с оценками, могут не только значительно снизить интерес к учебе и изменить отношение к школе, но и увеличить вероятность получения низких оценок, в буквальном смысле «заблокировав» знания. В этот период детям особенно важна поддержка и помощь родителей, близких людей. Именно сейчас начинает складываться отношение к оценкам, которое во многом будет определять успехи ребенка в течение всей школьной жизни. 
Какие же «подводные камни» могут встретиться детям и родителям на этом этапе? Часто дети отождествляют отметку за учебное задание и оценку себя как человека. Ребенок может решить, что «я плохой, потому что у меня «двойка» за контрольную». Если ситуация получения низкой оценки будет повторяться, у школьника может сформироваться низкая самооценка, которая помешает ему успешно учиться. Постарайтесь заранее объяснить ему, что полученная оценка не говорит о том, «хороший» или «плохой» он сам, а показывает, правильно ли он выполнил то или иное задание. Это касается не только низких, но и высоких отметок. Скажите ребенку о том, что отметка является только показателем, насколько хорошо он понял конкретный материал. Она помогает и ребенку, и родителям сориентироваться на «карте знаний», показывает, можно ли двигаться дальше, или нужно «снизить скорость», а то и вовсе остановиться, чтобы разобраться в ошибках и потренироваться выполнять задания по теме. К сожалению, нередко мы, взрослые, сами формируем у ребенка искаженное отношение к оценке, автоматически опираясь на стереотипы из своего детства. Зачастую первый вопрос, который задают родители при встрече ребенка из школы – «Ну, что ты получил сегодня?» Тем самым мы фиксируем внимание школьника на внешней стороне учебной деятельности, подчеркиваем ценность отметки, а не знаний. В результате ребенок (а иногда и сами родители) забывает о том, что является настоящей целью обучения в школе, и привыкает прилагать усилия в учебе только ради получения оценки. Учебная мотивация при этом теряется, остается только внешняя опора в виде оценки, которую все сложней поддерживать по мере взросления ученика и усложнения школьной программы. Для поддержки и развития учебной мотивации лучше после учебного дня спрашивать о том, что нового, удивительного и интересного ребенок узнал в школе, что научился делать. Поддержите его своим интересом, если вы видите, что школьник увлеченно рассказывает о новых знаниях. Попросите его что-нибудь объяснить, покажите, что теперь он сам может делиться с вами новыми знаниями. Это поможет развить стремление к получению именно знаний, а не только высоких отметок. Если ребенок получил низкую оценку или ту оценку, которая его не устраивает, обсудите с ним, почему это произошло, что он сам сделал для этого, и как может исправить. В случае затруднений, помогите найти решение. Старайтесь не поддерживать идеи о том, что «плохая» отметка получена из-за посторонних факторов (например, шума в классе или за окном). Это позволит помочь школьнику осознать, что его успехи зависят от него самого. Если же вы сомневаетесь в причинах, поговорите с учителем об этой ситуации. В любом случае, ругать за низкие оценки не рекомендуется, ведь иначе школьник может начать опасаться реакции взрослых. Важно учитывать и особенности конкретного ребенка, т.к. для некоторых детей слово или замечание, которое покажется нейтральным родителю, будет восприниматься очень болезненно. Еще один «подводный камень», который может осложнить процесс адаптации к оценочному обучению – «зацикливание» семьи на оценках. Бывает, что родители придают чрезмерное значение отметкам, и начинают оценивать своего ребенка только через призму его школьных успехов. Ребенок, понимая, что для родителей его оценки очень важны, может слишком нервничать, стараясь соответствовать требованиям семьи. При этом повышенная тревожность может мешать ему усваивать учебный материал. А ведь кроме учебы в школе, ребенок осваивает и различные бытовые навыки, учится помогать по дому, участвовать в семейных делах, занимается в различных кружках и секциях. Не забывайте отмечать его успехи во всех делах, не только в школьных, это поможет ему чувствовать себя значимым и успешным. Очень часто хочется помочь ребенку исправить отметку, освободив время, отложив прогулку или поездку, или даже запретив смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Будет гораздо лучше, если вы спросите самого ребенка, как и за счет чего можно освободить время для дополнительных занятий. Возможно, школьник сам найдет замечательный вариант! И конечно же, не лишайте его общения с собой, не откладывайте совместный отдых, если он был запланирован. Если вы замечаете, что ваш сын или дочь очень боится получить низкую оценку, попробуйте сначала сами подумать, откуда мог появиться этот страх. Затем можно вместе с ребенком разобраться, в чем его причина. Не стоит лишний раз напоминать ребенку о том, что он боится, лучше акцентировать внимание на его успехах, отметить его смелость в конкретных ситуациях (например, при ответе на уроке или выполнении задания). Например, сказать: «Ты гораздо аккуратнее и лучше выполнил домашнее задание, молодец!» Ребенку будет очень приятно, если его успехи, пусть даже и небольшие, будут вами замечены и оценены. Важно учитывать, как сам ребенок относится к получению «двойки» или «тройки». Переживает, расстраивается, или ему все равно. Иногда систематическое получение ребенком низких оценок свидетельствует не столько о том, что школьнику трудно разобраться в учебной программе, сколько о его нереализованных потребностях. Например, таким образом ребенок может добиваться вашего внимания, или же он мог разочароваться в себе и своих силах. Если вам кажется, что ситуация зашла слишком далеко, и вам трудно в ней разобраться, стоит поговорить с учителем и обратиться за помощью к школьному психологу. Необходимо также помочь ребенку сформировать положительное отношение к «четверке», ведь это тоже хорошая оценка. Нужно, чтобы школьник не забывал, что получение низкой отметки – не катастрофа, а неприятное событие, которого не стоит бояться, а нужно и можно предупредить. Кроме того, получать время от времени более низкие оценки тоже, в принципе, нормально, ведь каждый может совершить ошибку, главное, чтобы из каждой ошибки извлекался опыт. Будет очень здорово, если вы время от времени будете делиться своим школьным опытом. Ведь, наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни получал «двойку» или «тройку». Однако важно не только рассказать о самом факте, но и сделать акцент на том, как удалось исправить ситуацию, что вы сделали для этого, как удавалось избегать таких ситуаций в дальнейшем. Постарайтесь рассказывать сыну или дочери преимущественно положительные моменты из вашей школьной жизни. Поддерживайте его интерес к обучению, при необходимости, помогайте вовремя справиться с трудными и непонятными моментами. Ведь, когда учеба нравится, когда предмет понятен, и хочется узнать больше, низкие оценки не появятся.
 Педагоги-психологи Дмитриева С.В., Пермякова И.Д. 

© Ссылка на источник: 
http://sch17uz.mskobr.ru/sluzhba_psihologo-pedagogicheskogo_i_social_nogo_soprovozhdeniya/rekomendacii_psihologa/roditelyam_ob_otnoshenii_k_shkol_nym_ocenkam/


   Как  реагировать на   Школьные отметки





Карманные деньги
Родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить. 
Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.
Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6-7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.

Сколько выдавать?

Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги?

Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц - это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать?

​​​​​​​Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи - часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе - хорошие уроки не бывают бесплатными.
Выдавая карманные деньги, родителям стоит придерживаться некоторых правил:
- Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.
- С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги - не прожиточный минимум.
Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.
- Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.
Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.



Адаптационный период первоклассников.
Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Уважаемые родители, ваш ребенок делает первые шаги в обучении в школе, что и радует и одновременно волнует вас и ваши семьи.
Надеюсь, что данная информация будет для вас интересной, а, главное, полезной в понимании важности первых дней пребывания ребенка в школе.
Верю, что это поможет вам самим обрести уверенность, а, значит, и передаст уверенность в своих силах вашим детям.
Период адаптации ребенка в школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, а также степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Каковы признаки успешной адаптации?
1.     Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
2.     Насколько легко ребенок справляется с программой.  Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети (как взрослые) разные.
3.     Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
4.     Немаловажным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите: что самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая …
Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница нередко затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителем вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас как родителей есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные и неуважительные высказывания о школе и учителях в «семейном кругу»; это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Пригласите одноклассников вашего ребенка домой, на простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Совет пятый: помогите ребенку привыкать к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школьной жизни не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время  с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека.
С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.
Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения.  Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным  успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка – показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет.


 Показатели благоприятной адаптации первоклассника: 

• Сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья; 
• установление первоначального положительного контакта с одноклассниками и учителями; 
• формирование адекватного поведения школьника; 
• начало формирования предпосылок к учебной деятельности.

 Индикаторы трудности процесса адаптации к школе

  • Чрезмерное возбуждение, агрессивность по отношению к разным участникам образовательного процесса, 
  • Наоборот, заторможенность, депрессия , чувство страха, нежелание идти в школу.
  •  В особо кризисных случаях может упасть масса тела, начаться период острого заболевания. Необходимо привлекать к совместной педагогической деятельности школьного педагога- психолога.


* * *


Литература: «Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения / авт.-сост. И.Ю.Гайтукаева, Е.М.Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 297с.